20 счастливых дней в Японии…….

20 счастливых дней в Японии!!!

1-й день – Цветочное сумасшествие!
С первой минуты, с первого шага по Токио стало понятно, что это лучший сезон в Японии! Теплый мягкий воздух, цветение и аромат красивейших цветов
Только переступили порог Ичикукая, нас приветствовал Хирута Сэнсэй. Он сам рассчитал время нашего прибытия в Додзе и ждал нас. Было очень приятно и радостно встретиться с ним снова. Мы тепло поприветствовали друг друга, выпили японского зеленого чая, вкусно приготовленного Вакабаяши-сан, рассказали о нашей деятельности, о  том, как растет и развивается наша школа, какие практики и как мы практикуем, затем обсудили планы на будущее. Хирута Сэнсэй предложил провести занятия по обучению Джикиджитсу  (ведущего Дзен Сэссина) для нашего Сэнсэя Орлова Михаила во время пребывания в Ичикукай Додзе и продолжить обучение затем во время летней практики Тен Шин Шуге в Москве в июле.
Выразив свой восторог цветущим сезоном в Токио, Хирута Сэнсэй совершил с нами небольшую вечернюю прогулку к специальному месту, где цвела глициния. Глицинию в Японии называются так же, как и гору Фудзи, «Фудзи», но иероглиф другой, и что японцы тоже ее очень любят. Хирута Сэнсэй показал, как нужно наслаждаться необыкновенно тонким и приятным ароматом глицинии: он нежно взял горсть цветов глицинии в обе ладони и поднес к ним близко-близко свое лицо. Позже во время нашего пребывания в Токио мы съездили в храм Камейдо, где растет много глициний, поддерживаемых на специальных перголах, и все люди едут туда полюбоваться их цветением.

2-й, 3-й и 4-й дни – Дзадзен Сэссин
Подъем в 3:30. Завершение дня – в 23:00. Очень длинный день. Бесконечным казалось саму.
Во время саму убирали сад. Подметали японский мох. После двух часов подметания пошли пить чай. В это время подул ветерок. Когда вернулись – весь мох был усыпан красивыми предательскими розочками!
Проезжала какая-то японская машина, увидели, что иностранцы, т.е. мы, подметаем японскую землю, стали кричать в мегафон «Домо аригато!», что значит «Большое спасибо!». Все, что делается ради чистоты, всегда достойно и всегда найдутся те, кто поблагодарит!

5-й, 6-й, 7-й день – обучение продолжается!!
Не успели открыть глаза на следующий день после сэссина, как приехал Хирута Сэснэй. В руках он держал огромную каллиграфию, только что им написанную специально для нашего Дзендо. Было оооочень длинное занятие с Хирута Сэнсэем и Вакабаяши-сан для Джикиджитсу (ведущего Дзадзен Сэссина), как правильно вести Дзадзен сэссин. Не менее длинное занятие по поводу обязанностей Джикиджитсу провел с нами и Кучи-Иши-сан.
Встретились с нашим учителем Маруяма Сэнсэем и Кондо-сан. Беседа была очень плодотворной, очень информативной. Узнали много нового про Айкидо и про историю Айкидо.
В Ичикукай Додзе кажде утро подъем в 4:30 утра, Мисоги, Дзадзен медитация, чай, завтрак, Субури. Так проходит каждое утро в Ичикукай Додзе.

8-й день: Ночное путешествие ночным автобусом
Приехали Чикаго и Саша. В этот же день уезжали в Матсусаку. Все, что было связано с этой поездкой, вся информация, станция, расписание, покупка билетов туда и обратно, отели – все было только на японском языке. Огромное спасибо нашим японским друзьям за помощь, чтобы эта поездка состоялась!
Это был ночной автобус, и ехали мы 8,5 часов. Очень удобные автобусы, но кресла для европейца все равно коротковаты. Кресла расположены по одному в три ряда, т.е. по одному ряду у окон и один ряд по центру. Ты ни с кем не соприкасаешься. Есть специальные мягкие подставки для ног: одна под голени и одна под ступни, кресло сильно откидывается, намного удобнее, чем в самолете. Туалет тоже имеется. Мы спали. Может, немного и неудобно для ног, но спали. Автобус едет по автомагистрали очень спокойно. Через 30 минут после того, как мы сели в автобус, Чикаго спрашивает: «Почему мы так долго стоим? Уже давно должны были отправиться? В чем причина?». А мы уже 30 минут были в пути…..=) Все люди спят, есть несколько остановок, но уже утром. Остановка объявляется, люди очень тихо и неспешно выходят, не беспокоя других людей. Мы выехали в 21:25 из Токио и прибыли в Матсусаку в 6:05 утром.

9-й день: Там, где живут боги
Т.к.  поселение в отель должно было произойти в 15:00, мы оставили там свои вещи, очень вкусно там же в отеле позавтракали. Завтрак стоил 300 йен (около 150 руб) и состоял из: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…… Рай еды!!! Можете только представить, как мы наелись!!!
И отправились мы в Исэ, места, которые каждый японец должен хотя бы раз посетить в своей жизни!!! Это Исэ-Дзингу – главная синтоистская святыня, которая включает два основных комплекса: внутреннее святилище Найку, посвященное прародительнице императорского рода Аматэрасу-о-хомиками, и внешнее святилище Гэку, посвященное богине еды Тоëукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу-о-хомиками. Попав в эти места, видя величественные огромные деревья, понимаешь, что именно здесь живут боги и спускаются они к нам по этим деревьям. В храме Найку хранится зеркало, в которое смотрелась богиня Аматэрасу-о-хомиками. Конечно, его не видно, оно находится в глубине комплекса, куда имеют право входить только члены императорской фамилии. Но все вокруг как будто является тем зеркалом: деревья, река, цветы…
Возвращаясь на станцию, мы зашли на торговую улочку, попробовали жареной говядины – мяса черной коровы, которой так славится Матсусака, приобрели сувениры, посмотрели шоу японских барабанщиков!
Вечером, после поселения в отель, пошли осматривать город Матсусаку: замок на холме, с которого открывался измительный вид на весь город, синтоистский храм, где мы оставили свои пожелания  на будущее, старый город с обилием садов и живых изгородей, демонстрирующих искусство подстригания деревьев. А затем мы обнаружили совсем рядом с нашим отелем кайтен-суши-бар!!! Так как в Японии первые майские дни – это тоже национальные праздники, видимо, в честь праздника в этом ресторане были скидки, и все суши стоили всего 100 йен (50 руб)!!!! Можете себе представить?! В общем, в тот вечер мы, наверное, выполнили их годовой план!

10-й день, 11-й день, 12-й день: «Горячий» Семинар и Горячие Источники
Утром встречаемся с  гостями-участниками Международного Дружественного Семинара по Айкидо. Знакомимся с организатором семинара, с которым очень много переписывались, с Хашимото Сэнсэем. Знакомимся с Минору Ошима Сэнсэем, одним из учителей на этом семинаре. Знакомимся с гостями из Америки, Австралии, Японии. И специальными автобусами уезжаем в Оку Исэ Форестопия, в горы, в отель, расположенный на живописном берегу реки Миягавы, на горячие источники.
Но сначала – дело. И сначала мы едем не в отель, а в очень большой спортивный комплекс в горах! Огромный зал для боевых искусств с живописным видом на горы и реку!!
И семинар открывается!! Два учителя преподавали на семинаре: Мастер Коретоши Маруяма  и Сэнсэй Минору Ошима. Занятия были очень интенсивными: по 3 занятия каждый день по 2 часа каждое занятие! Обеденный перерыв длился 1,5 часа, мы ели там же – нам привозили еду, традиционные японские бэнто, отдыхали там же, гуляли и наслаждались красотами.
В отель мы приехали в 18:00! И оказались, без всяких преувеличений, в СКАЗКЕ! Я не буду описывать, фотографии будут опубликованы. Это была СКАЗКА! Все – сам отель, номера, скамьи, столы, цветы, ресепшн, картины на стенах, вид из окон, все – сказка! Ужин был в саду под открытым небом. В саду азалий стояли отдельные деревянные столики под крышами – каждый человек на 7-8.  В середине стола – барбекюшница. Еда подавалась сырой, мы готовили себе сами. А еда……… Слов нет! Слюнки….
После ужина – бегом на горячие источники: три бассейна, два – внутри помещения, один – на свежем воздухе под открытым небом. И опять цветущие кусты азалий невероятных размеров и невероятной красоты!
Второй ужин в этом отеле проходил в ресторане. Все сидели небольшими группами за большими круглыми столами. Перед тобой лежали красиво блестящие и одновременно пугающие своим количеством приборы: по пять ножей и вилок с каждой стороны от тарелки. Блюда подавались последовательно и маленькими порциями. Мы попробовали овощи, рыбу, суп, говядину, оленину, зеленый лист васаби, горячий хлеб с зеленым чаем, который выращивается именно в этой местности, мороженое, печенье и фрукты. Маруяма Сэнсэй сказал, что в Европе основное внимание уделяется сервировке, в Китае – вкусу, в Японии основное внимание уделяется посуде. Посуда и правда была невероятно изящной, разнообразной по декорации и цвету, она как бы еще больше усиливала радостное настроение еды.

13-й, 14-й день – Семинар продолжается в Матсусаке.
На следующий день мы провели последнее занятие в комплексе в Осу Исэ Форестопия и вечером уехали в Матсусаку. Следующие два дня занятия проводились в Матсусаке Бодо Кан – большой спортивный городской комплекс. Ито-сан живет в Матсусаке. Он очень много знает про этот город, про синтоистские святилищеав Исэ, а также про Киото и Нару. Он всегда встречал нас рано утром на своей машине и отвозил на занятия. Мы также познакомились с семьей, практикующей Айкидо – папа и его дочь и сын оказалась милыми собеседниками.
Следует сказать, что семинар проводился на японском  и английском языках. Хашимото Сэнсэй, организатор семинара, — учитель английского языка, он преподает в местной школе. И, мы уверены, именно благодаря его заслугам, все практикующие, а также вообще много людей в Матсусаке говорит по-английски. Поэтому общение в этом милом городке никогда не вызывало трудностей (Трудностью было до него добраться!!!)
В последний день семинара были приглашены дети. И открыл день специальным занятием для детей Маруяма Сэнсэй. Занятие было невероятно интересным и очень поучительным для инструкторов, для тех, кто преподает детям. Дети очень повеселились, стараясь столкнуть нашего Сэнсэя Михаила Орлова и Женю Немова – больших людей! Затем присоединились еще большие люди, и в конце цепочки стала Чикаго! Но ребенок смог столкнуть всю цепочку! И это попробовали сделать все дети по очереди! Вы знаете – если правильно двигаться от центра – усилий не требуется!
Следующее занятие для детей проводил Ошима Сэснэй. Много полезной информации, интересных упражнений мы узнали на этом семинара относительно преподавания детям.
Семинар закончился. Были вручены подарки Маруяма Сэнсэю, Ошима Сэнсэю, Хашимото Сэнсэю и нашему Сэнсэю Орлову. Было сделано много фотографий групповых и индивидуальных, обменялись контактами и попрощались до новых скорых встреч!
Вечером мы покинули Матсусаку ночным автобусом.

15-й день: Асакуса, сувениры
Мы опять в Ичикукай Додзе. Разобрали вещи и отправляемся в Асакусу, поклониться тысячерукой богине Канон, а также купить сувениры.

16-й день: Проснулись в 4:30 для утренних практик в Ичикукай Додзе.
Вечером в этот день начинался дзадзен сэссин, в котором участвовали Сэнсэй Орлов Михаил и Женя Немов. А остальные члены группы отправились узнавать новые места в Токио. Мы остановились в отеле в новой для нас части недалеко от Синагавы. Будто бы так же Токио, те же улочки, машины, магазины, люды, та же чистота, те же деревья и цветы, но колорит совсем другой. Другой даже воздух. Это район находится близко к океану, поэтому воздух мягче и влажнее. Нам очень понравилось гулять по улочкам этого района. Отель мы нашли, как всегда, сделав почетный круг. Отель оказался очень большим и очень комфортным. Красивый огромный холл был украшен большим количеством цветов. Завтраки были включены и включали в себя 1-е, 2-е, 3-е, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и т.д.!!!

17-й день: В поисках 100 долларов!!! И Порт Будущего!!!

Вам знакома телевизионная передача «Орел или Решка»? Каждую передачу в каком-нибудь уголке мира ведущие прячут 100 долларов для путешественников. И в последний раз они спрятали 100 долларов в Токио.  Женя Немов рассказал нам об этом. Он не просто рассказал, он попросил нас найти это место и 100 долларов! А Сэнсэй Михаил подкрепил его просьбу настоятельным приказом. Ну что ж, найти что-нибудь где-нибудь – не такая уж и сложная задача. Если есть находчивость и смекалка. Сначала я попыталась найти по данным, оставленным в передаче. Оказалось, что квартал Удагавачи – это целый огромный район, в котором насчитывается более 20 караоке-баров (караоке-бар тоже был знаковым местом). Решив, что в телепередаче караоке-бар должен быть известным караоке-бар, я с удивлением обнаружила, что это именно тот бар, в котором пале Бил Мюррей в фильме «Трудности перевода». Мы нашли это место!!!!! В Сибуе, в квартале Удагавачи!!! И, конечно, без 100 долларов. Мы обыскали все. В указанном месте между стеной дома и вывеской магазина бутылки не было – если она и могла там быть, то не больше суток. Место видное. Но интересными были сами поиски, само приключение.
И теперь мы уже со спокойной совестью и выполненным заданием от Сэнсэя Михаила смогли отправиться в Йокогаму. Это первый раз, когда группа нашей школы посетила этот удивительный город.
Йокогама – это порт. Порт Будущего, Минато Мираи. Но я начну не с будущего, а, скорее, с прошлого. Когда в 1859 году был открыт порт Йокогама, много китайцев приезжали торговать в этот портовый город. И целый район стал китайским районом. Нам удалось побывать в этом Китай-городе. Нет, он не такой, как в Москве. Это настоящий Китай. Китайский квартал, в котором сегодня живут целые династии китайцев. Окружен Китайский квартал четырьмя воротами, которые строились по Фэн-шуй и которые окрашены в разные цвета:восточные (голубые, символ процветания), западные (белые, символ мира), южные (красные, символ счастья) и северные (черные, символ продолжения рода).  Здесь все китайское, даже есть китайские храмы. Мы зашли в один, самый большой, посвященный Богу Торговли – храм Кантэйбё. Кстати, Бог Торговли не сразу стал богом. Он был реальным человеком, который так успешно торговал, что китайцы сделали его богом. Собственно, весь Китай-город – это сеть улочек, заполненных магазинчиками и ресторанами. Здесь насчитывается более 500 подобных точек. Настоящая китайская еда завозится из Китая. Из предложенных вкусностей мы попробовали китайские пельмени  shumai (трех видов – классические, розовые и зеленые). Утку пекинскую не попробовали, но купили деревянную в ботиночках. На память! Попросите Чикаго показать ее вам! Оставив Китай-город, мы направились к набережной.
Станцию Йокогама и Китай-город соединяет ветка метро продолжительностью 4,5 км. Это 5 остановок. Но также есть Пешеходный Променад – около 12 км. Он через весь город от станции Йокогама до главной парковой площади на набережной. Сейчас строится еще один Пешеходный Променад, или Прогулочная Палуба. Вот по этой открытой прогулочной террасе и мы и возвращались с набережной до станции Йокогама. Сколько же мы все всего красивого, интересного, необыкновенного видели на своем пути. Перечислю несколько: океан, порт, огромный лайнер в порту, набережная, парк с невероятной аранжировкой цветов и деревьев, выступление двух уличных «воинов», старые здания оптовых складов из красного кирпича (торговый центры сейчас), выставка автомобилей, современнейшие велосипеды, торговые центры, фонтаны, небоскребы из стекла, парусное судно, аттракционы, колесо обозрения, выпускной бал в специальном для этого здании.
Но самое эффектное, развлекательное и волнующее: мы видели робота-трансформера, мы видели шоу, когда его поднимали, и видели, как он шевелил головой! Это 8-метровый AV98 Ingram стоимостью в несколько десятков миллионов йен. Это третье поколение Патлабор, полицейских-роботов. Проект «Следующее Поколение – Патлабор» начался в 2013 году. Патлабор – это Полиция будущего, манга и аниме-франшиза.
Йокогама, безусловно, станет теперь нашим обязательным местом посещений.

18-й день: Роппонги Хиллс. Саншайн Сити
Еще одно удивительное место мы посетили, это Холмы Роппонги. С них открывается сказочный вид на все Токио. Впечатлили завораживающая архитектура, памятник пауку, площадки с красивыми видами на город, центр и музей современного искусства MoriArts, множество цветов, красивые иллюминации вечером, современные кинотеатры, стильные магазинчики и кафе.
Затем мы заехали в Саншайн Сити. Хотели попасть на смотровую площадку на 61 этаже. Но она, к сожалению, оказалась закрытой.  Насладившись этим суетливым и шумным, но полным жизни районом, мы отправились в Ичикукай Додзе.

19-й день: Отдых

20-й день: До свидания, до новых встреч Япония! Здравствуй, Россия! Здравствуй, Москва!