Отчет о поездке в Японию 2017

Япония – страна, в которую всегда хочется вернуться
Отчет о поездке членов Тен Шин Кан в Японию

апрель 2017

Каждый год мы  ездим в Японию, потому что мы занимаемся Айкидо, а также мы практикуем Мисоги и Дзадзен, и любим эту страну с ее историей и удивительными людьми.
Айкидо – боевое искусство, Мисоги – практика очищения души и тела, Дзадзен – медитация, успокаивающая разум и тело. Поэтому Японию, ее историю, культуру, все, что мы видим, слышим, прикасаемся, вкушаем и чувствуем, мы познаем через призму наших практик Айкидо, Мисоги и Дзадзен. Мы ездим учиться – нашей первостепенной целью является обучение и поддержка наших учителей, школ и учений. И вместе с дисциплиной души и тела мы учимся тоньше и глубже воспринимать мир и понимать историю, культуру, правила поведения в этой страны….
Поэтому наши впечатления соответствуют уровню воспитания и дисциплины (через наши практики) наших эмоций, ощущений…
Наши поездки в Японию всегда впечатляющие. И, очевидно, наш собственный рост в практиках учит нас также упорядоченно чувствовать и глубже воспринимать каждый прожитый миг в Японии. В этот раз наша поездка была невероятно особенной!!!
6 человек (вместе с нашим Сэнсэем) приняли участие в этой поездке. Один из группы – Динаш Шуланбаев, инструктор из школы в Казахстане. Это была его первая поездка и первый опыт в Японии.
В первый же день нашего пребывания в Японии мы отправились в Камакуру. Каждый год члены Ичикукай в первое апрельское воскресенье ездят в Кита-Камакуру в храм Джочи-дзи, где похоронен Огура Тецую (основатель школы Ичикукай, умер 1 апреля), чтобы почтить его память. Мы провели короткое мисоги, прочитали Сердечную сутру.  Покидая этот храм, мы прикоснулись к животу, ко лбу и к указательному пальцу статуи Хотэя, которые натерты до блеска многочисленными прикосновениями рук паломников. Мы посетили также храм Энгаку-дзи, один из пяти главных храмов школы Ринзай, полюбовались огромным колоколом – национальным сокровищем Японии.
После вкусного обеда в небольшом ресторанчике на станции Кита-Камакура вместе с членами Ичкукай, мы отправились посмотреть главные достопримечательности Камакуры – большого Будду (Дай-Бутсу), древний храм Хаседера, известный деревянной статуей одиннадцатиголовой богини милосердия Каннон, и, конечно, увидеть и почувствовать океан!! Наш Сэнсэй Орлов Михаил и Андрей Курганов в это время активно принимали участие в Ичимандо-бараи в Ичикукай Додзе, брали уроки глубоко дыхания у Хирута Сэнсэя.
Ичикукай Додзе.

Несмотря на холодную погоду, особенно, первые 14 дней, холодные ночи в Ичикукай (морозное воспоминание для тех, кто прошел через это), практики были самыми горячими.
Мы вставали в 4:24, и готовились к утренним практикам, которые начинались в 5:30 утра и заканчивались в 9:00 утра. Затем мы уезжали на занятия Айкидо к Маруяма Сэнсэю. 7 занятий в течение пяти дней. А в пятницу вечером спешили к началу Сэссина, который длился до воскресенья.
На утренние практики к нам приезжала Светлана Горянова. Светлана живет и работает в Токио. Познакомились мы с ней в Москве. Интересно складываются пути людей – Светлана живет и работает в Японии уже 15 лет, но про Ичикукай Додзе ничего не слышала. Она приехала в Москву и познакомилась с практикой Мисоги в нашем Тен Шин Кан Додзе. Очень заинтересовалась практикой и приехала в Ичикукай. В конце нашего пребывания в Японии Светлана успешно прошла практику Шогаку Шуге, и сейчас Светлана – тсудоэ! От всей души поздравляем Светлану!!!!!
Света – невероятно интересный собеседник и рассказала нам много нового и необычного про Японию, жизнь японцев и их общество. Света показала нам Токио из окна своего автомобиля, и проехать вокруг Императорского замка на авто с открытым люком, когда над головой смыкаются кроны огромных цветущих сакур – это было сказкой!!! Света привезла нас на Тсукидзи рынок, где мы позавтракали самыми свежими суши в Токио. Нужно сказать, что суши были просто огромные – мало риса и много рыбы!!! Огромное тебе спасибо, Света, за помощь, за внимание, которые ты нам оказывала, за яркое путешествие по Токио!!! Ждем тебя с нетерпением в Москве в Тен Шин Кан!!!

Мы практиковали Айкидо яростно и неистово. Мы рады были получать знания от Маруямы Сэнсэя, оттачивать свои техники, изучать новые. Мы счастливы были работать вместе на татами с нашими японскими друзьями. В Айкидо Юишинкай, как в организации, происходит много изменений, и это естественно, так как все в мире развивается и изменяется. Неизменной остается только любовь к Айкидо и наслаждение от каждого правильно выполненного движения. Мы благодарны Маруяме Сэнсэю за его учение, а также благодарим Кондо-сан за создание особой атмосферы, как на татами, так и в организации.
В пятницу начался Дзадзен Сэссин. Сложно научиться контролировать свое дыхание, не уснуть, превозмочь боль в ногах. Но самое трудное во время Сэссина – саму, работа, когда ты должен оставаться таким же сконцентрированным, как и на практике. Мужчины занимались уборкой сада, а также распилкой  сухих деревьев. Виктория мыла окна . Очень вкусным были перерывы на чай со сладостями в кругу всех членов Ичикукай. Иногда перерывы были из-за дождя – тогда чай со сладостями был еще вкуснее. В перерывах между сэссиями Кучи-Иши-сан провел несколько специальных (и очень информативных и интересных) занятий для нашей группы: как правильно сидеть в Дзадзен, как правильно дышать, как правильно выполнять все поклоны, а также особенности этикета во время еды. В воскресенье на практику пришли ученики, которые только начинают заниматься Дзадзен. Вечером, после окончания Сэссина, по традиции, мы пошли расслабиться в местную «баньку» — Уфуро «О’Сама» (Король).
А на следующий день, в понедельник, мы покинули утром Ичикукай Додзе и отправились на гору Митаке, чтобы практиковать Такигё – стоять под водопадом!

Гора Митаке и практика Такигё
Сам путь в горы оказался чрезвычайно приятным! Маленькие поселения, милые домики, цветущая сакура, горы, горы, горы… Мы провели немного времени в небольшом городке, где пересаживались на другой поезд, пообедали в местном кафе, пофотографировали, пообщались и посмеялись… Следующая пересадка – автобус, который довез нас до фуникулера – веселый разноцветный фуникулер внутри с рисунками белки-летяги на крыше! Очень крутой подъем раскрыл перед нами всю красоту этих мест! «Шимбаширный лес» — так назвал его Леша Велицкий. Поднявшись наверх, мы попали на смотровую площадку, откуда насладились открывшимся видом. Нам пришлось пройти почти через всю горную деревушку, чтобы найти свой рекан. И было удивительно приятно увидеть вывеску со своим именем на английском языке в этих далеких и высоких японских горах!!!! Рекан – гостиница в традиционном японском стиле, где спят на татами,  где бумажные окна и двери, где температура внутри, такая же, как и снаружи – у нас было +6С!!!. И так как близился закат, мы поспешили посмотреть и храм, и Каменный сад, и лес!
Гора Митаке славится своим храмом  Мусаси-Митаке, расположенном на вершине. Считается, что Мусаси-Митаке является центром поклонения богам гор на протяжении почти двух тысяч лет. От храма несколько дорог ведут к соседним горам и долинам. Среди наиболее красивых мест — «Каменный сад». Указатели ввели нас в недоумение: до Каменного сада – 0,9 км, но через 0,9 км еще один указатель: до Каменного сада – 1,5 км!!!!!! Мы прошли все эти расстояния, и, как оказалось, 1,5 км – это протяженность Каменного сада!!!! Узкая лесистая долина с живописной речкой, холодный воздух леса японского кедра, скалы, густо поросшие темно-зеленым мягким мхом, огромные черные  камни, на которых, как верят, сидят Тенгу – демоны, обучающие боевым искусствам – так выглядит Каменный сад!!!!
Священник этого храма – Баба Сэнсэй (он же хозяин рекана, где мы остановились), священник в 17-м поколении. Он – последователь древнего направления Сюгендо. После вкусного ужина, приготовленного женой священника храма, мы попарились в уфуро и стали отдыхать, т.к. нужно было вставать рано утром.
Мы вышли рано утром в 6:00, и четко следовали инструкциям Баба Сэнсэя – сохранять полное молчание и не оглядываться!!! Он шел впереди нас по узкой горной тропе, обозначая свой путь звоном колокольчика. Шел дождь. Температура воздуха +6С. Минут через 30 мы подошли к водопаду Аяхиро – место невероятной чистоты и красоты! На камне рядом стояла скульптура Конго Зао Гонгена – божество, которому поклонялись в Сюгендо. Мужчины надели фундоши, Виктория надела белый, похожий на кимоно, халат, который называется мидзугоромо. Все обвязали головы белыми повязками хачимаки. Баба Сэнсэй начал специальный обряд открытия практики. Мы делали Фури-тама и Торифуне и еще много других движений – согревающие практики. Мы громко кричали в горы, и наши голоса, отражаясь от черных скал, исчезали в лесах японского кедра. Мы как будто сливались со скалами, с лесом, с водопадом, с чистой и девственной природой вокруг. Затем  мы стали подходить к водопаду по очереди. Всего нужно было сделать три подхода каждому. Ощущения непередаваемые! Баба Сэнсэй сказал, что мы отлично все сделали, потому что мы практикуем боевые искусства, и у нас мощный Киай; многие не понимают, что такое Киай, и поэтому у них возникают проблемы. Мы переоделись и отправились в обратный путь, где в главном зале нас ждала специальная церемония, во время которой мы насладились красивым боем в Тайко и чтением Норито. Баба Сэнсэй вручил нам небольшие сувениры-амулеты, как память о том дне и как защиту от всего злого. Мы позавтракали, немного отдохнули и отправились в обратный путь в Токио, в родное Ичикукай Додзе.
В этом году больше всего посчастливилось попутешествовать по Японии и увидеть много новых любопытных мест нашему Сэнсэю Орлову Михаилу. И вот где он побывал (уверена, это планы наших будущих поездок!!!):
Никко – одно из древнейших и известнейших религиозных центров Японии, одно из старейших мест для паломников. Главная достопримечательность Никко – синтоистское святилище Тосёгу, где похоронен сегун  Иэясу Токугава, основатель династии Токугава. Храмовый комплекс создавался лучшими художниками и мастерами, созванными со всей Японии. В богатой резьбе, украшающей сооружения, — всемирно известные фигуры трех обезьян («не вижу, не слышу, не скажу») и спящего кота Нэмури-нэко. Водопад Кэгонсчитается одним из красивейших водопадов в стране, а озеро Тюдзэндзи– самое красивое озеро национального парка Никко.
Ако – небольшой живописный и спокойный городок. Именно здесь находится замок Ако (вернее , то, что от него осталось), владельцем которого был дайме Асано, и именно здесь начались все события, связанные с историей о 47 рониных. Святилище Оиси – это место памяти 47 рониных. Статуи, представляющие каждого воина, стоят в память об их прошлых деяниях. Они стоят напротив друг  друга, образуя две линии, ведущие к входу в храм. Все статуи выполнены из дерева.
Кобэ – один из главных портов Японии, один из главных городов-производителей саке, а также город мяса и статуй обнаженных женщин!
Замок Химедзи (замок Белой Цапли) – национальное сокровище Японии, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из древнейших сохранившихся замков Японии. Необыкновенно красив в период цветения сакуры!!!!
Акаси – замок Акаси, в строительстве которого принимал участие Миямото Мусаси! А также торговые ряды Уо-но-тана – считается, что в Акаси продается самая свежая рыба и морепродукты! Много здесь и магазинчиков, торгующих Акасияки – особая еда города Акаси, приготовлению которой не менее 150 лет. Очень похожи на Такояки, но Акасияки подают на подносе в виде куска толстой деревянной доски и вместо соуса – рыбный бульон! Очень вкуууусно!!!
Осака – здесь наш Сэнсэй прошел интенсивнейшее обучение по Шодзё Риохо (Shojo Ryoho) и получил следующий уровень Шихан и разрешение на обучение других учеников этой практике Шодзё Риохо (Shojo Ryoho) – практике омоложения и долголетия.

Национальный центр искусств (Токио) – входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. Огромные размеры и красота самого здания впечатлили!!! Посетил выставку чешского художника Альфонса Мухи. Но особенно глубокие эмоции оставила выставка японских художников, организованная ассоциациями художников! Интересной оказалась и выставка каллиграфий – красота баланса, уверенности и изящества!
Женский монастырь

Также в этом году Виктории посчастливилось побывать на трехдневном Сэссине в женском монастыре школы Сото. Трудно передать благоговейный трепет и неосознанный страх, но монашеский образ жизни очень и очень не простой. В нашей школе Тен Шин Кан все практики очень приближены к практикам в монастыре: поэтому ранние подъемы, уборки, питание, да и все, что окружает, и функциональное назначение предметов не вызывает удивления в монастыре. Удивление вызывает 100%-е послушание, дисциплина, внимательность к своим собственным предметам, а после – к вещам и действиям других.  Удивление связано с отсутствием часов и с привыканием к жизни по удару колокола или чаши, или колокольчика, а также невероятно количество поклонов. Удивляет также чистота и красота самых простых вещей, которые тебя окружают, но это бесконечная работа – например, главный зал в монастыре убирается тщательно два раза в день, или сад, который подметается, чистится, обрезается и т.д. каждый день… Три послушания должна выполнять женщина в этой жизни: она должна слушаться отца (родителей) в детском возрасте, затем она должна слушаться мужа, и в зрелые годы должна слушаться сына. Этот монастырь старается вернуться в своих практиках к изначальному их состоянию, как было при Догене. А также вернуть роль женщины. Для Догена не было разницы: мужчина ты, или женщина. Затем разница появилась, и роль женщины в буддизме свелись к минимуму. Сейчас роль женщины и ее возможности достигнуть просветления возвращаются к истокам времен Догена.«Много залов для Дзен медит  аций в Японии, но истинных – менее десяти». Сидеть с закрытыми глазами лицом к стене, медленно читать Сердечную сутру, мыться только в дни, в даты которых входят цифры 4 или 9, выполнять те работы, которые считаются наиболее необходимыми на данный момент – к этому можно привыкнуть. Было трудно, но познавательно и заставило пересмотреть многие моменты в самой себе.

ШОГАКУ ШУГЕ

С 20 апреля по 23 апреля в Ичикукай Додзе проводилась 593 практика Шогаку Шуге. Было 6 Шогаку – 5 японцев и наша Светлана. Очень тяжелой была практика, так как в первые три дня было очень мало тсудоэ. Приходилось много работать, чтобы помочь всем Шогаку. Шогаку потребовалось мужество, сила воли, устремленность пройти практику до конца, чтобы потерять и найти себя. Все Шогаку проявили себя самым лучшим образом и все прошли практику. Мы поздравляем новых тсудоэ!

Да, это были очень насыщенные дни, насыщенные, прежде всего, практиками, практиками, которые мы познаем глубже, и новыми практиками. Но мы очень старались и нашли время и успели также побывать и в Асакусе, и в Акихабаре, и в Синдзюку, и в храме Мейдзи, и прошлись по улице Омотесандо, и поели такояки, и, обязательно прогулялись по Коганеи Парку, утопающему в цветах сакуры!!! Зима в Японии в этом году, как никогда, была холодной, сакура зацвела поздно и, наверное, решила особо порадовать всех своим цветением, настолько фееричным, что даже сами японцы говорят, что не помнят, когда такое было.
Поездка была великолепной! И мы благодарим Сэнсэя Орлова Михаила за организацию этой поездки, за возможности, за новые места и новых людей! Мы благодарны друг другу в нашей группе за поддержку и понимание, за дружественное и согласованное участие во всех мероприятиях, познавательных и развлекательных, за смех, за юмор, за открытия себя!
Мы вернулись богатыми! Богатыми и наполненными впечатлениями, знаниями и новыми пониманиями. Будем стараться не растрачивать, но щедро делиться этим с окружающим миром!
Спасибо, Япония! Здравствуй, Россия!