Время как стрела, выпущенная в бесконечность…
Моно но аваре-звук ветра песчинок уносящих следы.
Небытие постоянно, так как в нем нет ничего конкретного, а бытие, имеющее конкретные вещи временно. Между этими понятиями есть тонкая грань, своего рода переход из одного состояния в другое, своего рода восприятие момента, который находится вне течения времени, но в тоже самое время длится целую вечность., именно момент, который уходит в прошлое еще до того, как я осознал конечный результат происходящего. Немного запутанно не правда ли?
Наша жизнь довольна хрупка, несмотря ни на что, и осознание этого только усиливает ее ценность. Секунды пролетают настолько быстро, что наш разум не имеет возможности осознать каждую из них, поэтому секунда никогда не завершается, она уходит в бесконечность. Красота увядает с той же скоростью, с которой человек может постигнуть ее саму. Но постигнуть красоту невозможно так как она постоянно меняет свою форму и содержание и человек вдруг открыв в себе чувство красоты сразу теряет его и все начинается заново. Поэтому красота бесконечна. Но эти тонкие мимолетные мгновения приносящие очарования вещей, дающие нам иногда печаль одиночества или буйство приглушенных красок уходящие в вечные следы времени и есть понятие Моно но аваре.
Может показаться, что подобные суждения не совместимы и противоречат самим себе отражая беспокойство человеческого разума обременённого поиском ответа на вопросы внутренних колебаний души при встрече и прощании с различными формами бытия.
Все живые существа, а также все что нас окружает рано или поздно подвергнется изменениям до момента разрушения или смерти. Наше тело не постоянно, и оно меняется до окончания своего существования. Это в полной мере относится ко всему, что нас окружает. Но сама жизненная сила никуда не исчезает, постоянно трансформируясь в другие формы жизни. Чувство моно но аваре побуждает в нас восприятие мимолетного мгновения происходящего момента.
Например, движение мастера айкидо в какой-то момент привлекает наше внимание и мысли завораживая своей грациозностью и плавностью действия. И нам может казаться, что он даже парит над землей настолько мы вовлечены в феерию этого мгновения. Именно мгновения, так как в следующую секунду это чувство исчезает подобно падающей звезды, но от него остается мимолетная память, как вспышка, как озарение, дающее нам в дальнейшем огромную движущую силу на созидание чего-то великолепного, дающего возможность найти себе силы начать или продолжить поиск ответов. И хотя мы можем потом много раз наблюдать за действиями мастера, скорее всего нас уже не посетит ощущение подлинного чувства красоты, когда нам захочется. Многие получив своего рода экзальтацию, захотят пережить ее еще раз, но для этого необходимо научиться правильно смотреть на вещи, а правильный взгляд возможно обрести благодаря долгой практики, до следующего перевоплощения нашего разума избавившегося от всякой шелухи, на что не все готовы.
Для того чтобы видеть любые проявления жизни или лучше сказать жизненной силы в полном объеме, не упуская ничего из виду, наше сознание должно всегда находиться в настоящем моменте, здесь и всегда. Это все равно что поймать вечно убегающую секунду за хвост, но в тоже самое время в таком состоянии вы попадаете в ту самую бесконечность небытия, о котором я написал в самом начале. Реальность состоит в том, что ваше тело, физически, находится здесь и сейчас в череде бесконечных секунд, а прошлое и будущее находится как бы вокруг нас, как бы нашими представлениями о чем -либо, а не реальностью. Само чувство красоты не может прийти к нам из прошлого так как прошлое уже произошло, но и в будущем не может создаться- оно еще не наступило. Саму жизнь и искусство надо ощущать именно сейчас, в это мгновение. Я всегда говорю на занятиях, насладитесь, почувствуйте великолепие данного момента, он уже никогда не повторится. Жизнь и искусство надо переживать именно сейчас, в другой раз не получится.
Сознание пытаясь обезопасить себя постоянно цепляется за уже известное ему, за прошлое проводя аналогии и пытаясь удержать впечатления трепетания нашей души от великолепной красоты заката сравнивая с прошлым опытом. Но сознание, которое застряло в прошлом и занято ежесекундным сравнением переживаний прошлого с настоящим не может в данный момент душевной экзальтации дать нам всю полноту, все краски великолепия настоящего момента. Иными словам постоянно сравнивая чувства, которые мы испытываем в данный момент, с прошлыми переживаниями, для того чтобы познать их в еще большей мере, мы получаем обратный результат- притупляем нашу способность к полноценному восприятию настоящего. Красота данного момента и есть Моно но аваре. Проблема в том, что современное представление о мире зиждется именно на сравнении, и все обучение-преподавание отталкивается от прошлых событий и оно является главным критерием в определении успеха, на который заточен современный мир. А тех, кто живет завтрашним днем, мы называем сумасшедшими мечтателями. Так и теряется великолепие настоящего момента дающего истинный смысл бытия нашего.
Прошлого не существует, а будущее еще не наступило, оба этих момента находятся только в нашем представлении, а значит существуют. Но что реально? Реально настоящее, оно уже есть, но постоянно ускользает от нас, и мы не можем опыт полученный в данную секунду использовать для предсказания того, что может произойти в следующее мгновение. Откладывая в своем подсознании приобретенный опыт настоящего момента наш разум, имеющий склонность к комфортному, извращенному мышлению, создает условия для однообразной жизни в целом, лишенной яркости и восхищения. Жизнь наша становится однообразной и человек окружает себя законами, работой, техникой, представлением о Мире точно отражающей именно прошлый, накопленный поколениями опыт заточенный под единую систему управления обществом. Можно подумать, что мы заключили договор с Мирозданием. Нет конечно! Вода в кране вдруг перестала течь! Разве можем получить гарантию на то, что она всегда будет течь? Даже не смотря на все государственные службы и прочие виды защит от непредсказуемых ситуаций.
В одно мгновение наши привычки, накопленные за всю жизнь, начинают меняться, вынужденная мера, нам надо пить. И вот я уже иду на источник за водой, а там вообще все непредсказуемо, сегодня вода есть завтра нет. Одни привычки меняются на другие и так до того момента пока мы не осознаем, что чувство безопасности, возникающее от постоянной привязки к прошлому опыту, так называемая способность «знать» всего лишь иллюзия. Реальность недосягаема, потому что находится за пределами известного, мы не можем ухватить своим разумом секунду данного момента, уходящую в бесконечность. Защищенность, безопасность полностью зависят от принятия настоящего момента и чем большее или скорее всего быстрее мы сможем подстроиться под него, принять это мимолетное мгновение, тем больше вероятности выйти из любой ситуации. Сама сущность Моно но аваре указывает на необходимость гармонии с миром, который постоянно изменяется независимо от циклов разрушения или созидания. Кстати, это и есть проявления принципа Тен Чи Итай.
Сознанию, которое находится в настоящем моменте открывается все великолепие красоты каждого момента. Человеку такие моменты открываются на мгновение как мгновенный свет от маяка зовущий к земле обетованной мореплавателей путешествующих в познании своего внутреннего мира, в открытиях самого себя. И чем ближе ты приближаешься к этому маяку, тем его проблески становятся ярче и спасительная земля все ближе и больше.
Необходимо чтобы ваше сознание пребывало в настоящем моменте и потом дать ему раствориться в небытии, не цепляясь и не удерживая его, спокойно встречая следующие мгновения раскрывающие великолепия всех мельчайших подробностей окружающего мира. Моно но аваре -это состояние позволяющее исчезнуть прошлому осознавая что разрушение иллюзий является позитивным процессом и неотъемлемой части созидания. Но для этого мы должны прежде всего обладать разумом новичка -Шошин
Об этом в следующей главе…..
глава из книги «Айкидо- практика жизни и смерти»