Шинбашира-ось пронизывающая пространство и время………………..

ШИНБАШИРА – НАСЛЕДИЕ ДРЕВНОСТИ

Япония известна всему миру своими старинными постройками.

Особый интерес вызывают пятиярусные пагоды. Изначально первые пагоды или ступы были построены в Индии для увековечивания памяти Будды или хранения его мощей. Традиция построения ступ пришла в Японию из Китая, и первые пятиярусные пагоды были построены более 1300 лет назад.

Пагоды бывают трех- или пятиярусные, и располагаются они на территориях некоторых храмов. Особенно много пагод можно встретить в Киото и Нара. С древних времен пагоды вызывают восхищение и оставляют неизгладимое впечатление. Пагоды представляют большой интерес в современной архитектуре, которая в наши дни использует технологии древних мастеров.

В чем секрет пагоды? Япония – страна, где очень влажный климат и часто происходят землетрясения.

Самая древняя деревянная пагода в японском храме Хорю-дзи была построена в 607 г., и с тех пор прошло 46 семибальных и более сильных землетрясений. Самое удивительное, что она стоит. Как же удалось устоять строению высотой 32,5 метра?

На материке пагоды строились из камня, это не подходило для Японии из-за влажного климата и сейсмической неустойчивости. Древние мастера нашли выход. Европейцы говорят: «пятиэтажная пагода». Это не совсем верно, больше подходит термин го-дзю-но то, т.е. «пятиярусная башня», т.к. пагода представляет собой ряд напоминающих коробки конструкций, уложенных одна на другую. Это во многом похоже на традиционные квадратные блюда дзюбако, которые частично накладываются друг на друга.

Каждый ярус не имеет жесткого крепления и соединен друг с другом с помощью гнездовых шарниров, что дает возможность при землетрясении раскачивать каждый ярус независимо друг от друга и в противоположные стороны, тем самым придавая вязкость колебаниям и гася сейсмическую энергию, не давая ей уйти к вершине пагоды.

В древние времена один плотник, который строил пагоды, наблюдал, как раскачивается пагода во время землетрясения. Когда нижний ярус смещается влево, то ярус над ними уходит вправо и т.д. Такое движение можно сравнить с традиционной игрушкой ядзиробэ, состоящую из секций разного размера, которые раскачиваются в противоположные стороны относительно друг друга, всегда возвращаясь в вертикальное положение. Но при особо сильном изгибе возможно падение пагоды. Этому препятствует гениальное решение – Шинбашира.

Шинбашира выглядит как колонна, но не служит опорой. Она делалась из ствола дерева сосны – боку и проходила от внутренней стороны крыши к центру пагоды. Ее нижний конец мог лежать на поверхности или даже висел, не касаясь земли. Таким образом, Шинбашира является огромным маятником, который компенсирует колебания самих ярусов, которые были более легкими по весу.

4000 лет назад не было технологий, упрощающих и замещающих человеческий труд. Была гармония с окружающим миром. Японцы чувствовали энергию Вселенной, большое дерево давало защиту от природных стихий, и человек вышел из пещер и стал строить деревянные дома. Деревни строились вокруг большого дерева, к которому относились с большим уважением, и святилище находилось в центре. Это было время, когда все были одинаковы, и если кто-то проходил, они всегда уступали дорогу и говорили: «Пожалуйста, проходите» — инасу.

Такое центральное огромное дерево, которое защищало всех, называлось Гошинбоку.

ГО — великий

ШИН – ками (бог)

БОКУ – дерево

Это время, когда японцы любили мир, а не сражение. Все были равны.

Каждый человек имеет свою ось – позвоночник – это и есть Шинбашира.

Шин – кокоро – ядро, центр

Хашира – ось, фундамент

Затем появилась верхушка оси, и поменялось определение на «башира» — Шинбашира.

До эпохи Мейдзи было понятие «отец», «муж» — центр дома, основа семьи, который защищает дом, семью. Мужчина был главный – Дайкокубашира.

Дайкоку – имя ками (бога).

Сейчас мать становится дайкокубаширой и в квартирах, домах нет сильного центра, когда происходят землетрясения, и семейные проблемы разрушают семью и дом.

Сейчас японцы предпочитают сражаться и строят огромные дамбы, чтобы остановить цунами. Но человек не может бороться против природы. Напряжение растет, и растет волна и разрушает все на своем пути, нанося еще больший ущерб. Такое отношение не соответствует истинной природе человека, и мы должны двигаться, как шимбашира, уступая дорогу более сильному природному явлению, как бы говоря: «Проходите, пожалуйста» и оставаться в живых, выполняя свое предназначение – жить, развиваться и созидать. Это и есть идея Айкидо – мир, движение, развитие. Айкидо – это всегда инасу, всегда уступить дорогу.

Каждый должен иметь сильную Шинбаширу, ось, состоящую из трех главных точек, центров: 1. Сэйка танден, 2. Чудан танден, 3. Дзедан танден. Эти три центра необходимо объединить в одну линию (сэйкусэн) и всегда делать Инасу – движение, уступающее дорогу.

Человек не может сражаться против природы. Он должен делать Инасу.

Пагода – извивается, как танцующая змея, это внешнее проявление. Внутри – шинбашира создает баланс. Тогда все движения объединяются, и происходит инасу: пагода не падает, нет столкновения, ки не прерывается, человек не убивает другого человека.

В древности японцы строили пагоды, исходя из своего отношения к силам природы, уважая их и следуя за ними. Поэтому пагоды стоят до сих пор.

Даже современные здания в сейсмоактивных зонах строятся по этому древнему принципу. Например, в китайском небоскребе «Тайбэй 101» и в американском небоскребе «Ситигруп-центр» в Нью-Йорке использовалась именно эта технология.

Айкидо дает возможность каждому вспомнить принципы Вселенной, обрести свою ось, свою Шинбаширу, стать Дайкокубаширой.