Наши Учителя

Если хочешь найти хорошего учителя, сторонись равнодушного

Сенсей и ученик

Отношения Сенсей и ученик я решил рассмотреть на   примере Айкидо…..

     Все занимающиеся айкидо независимо от их способностей движутся к совершенству одним и тем же путем (до). И все же, в зависимости от задатков, длительности и интенсивности своего обучения, они находятся на разных отрезках этого пути. Таким образом, возникает естественная иерархия, в которой место каждого определяется его опытом и силой личности.   Многие в западных странах склонны полагаться в жизни только на свои собственные силы и непогрешимость своего разума. Но они грешат тем, что порой любят подискутировать и покритиковать других, а сами зачастую находятся в плену потребительского мышления. Требование беспрекословно подчиняться советам наставника требует большой выдержки и терпеливого ожидания и направлено на то, чтобы со временем интуитивно приобщаться к его опыту, что часто приводит их в замешательство. Они чувствуют себя чем-то обделенными, ощущая, что здесь не действуют их обычные жизненные установки. Связь с учителем воспринимается ими как временное бремя или по меньшей мере как ограничение личной свободы. Поэтому многие из них, занимаясь айкидо, чураются духовной связи со своим учителем. И если даже после провала попытки (у большей их части  неосознанной) установить такой духовный контакт с наставником многие начинающие айкидоки продолжают сохранять интерес к занятиям, то совершают часто и другую ошибку. Они берут от каждого доступного им учителя то, что считают полезным, и чувствуют себя при этом никому ничем не обязанными. Так примитивно порой выглядят занятия в большинстве западных школ айкидо. Однако тесная связь ученика с учителем все же необходима исходя из следующих моральных и практических соображений:как известно, учитель всегда опережает ученика на пути к совершенству и уже обладает тем опытом, который пока еще скрыт от последнего. Поэтому он может легко сориентировать ученика и избавить его от ошибок,чем  поможет ему сэкономить время и силы;техническое и духовное содержание айкидо невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции. На занятиях чаще общаются на «языке тела», т. е. учитель показывает движения, из которых состоит упражнение, а ученик постигает их суть и притом   постепенно. Поэтому одни и те же виды технических приемов должны постепенно отрабатываться, настойчивой тренировкой закрепляться, а их исполнение должно постоянно совершенствоваться;каждый   наставник   сам прошел по тернистому пути айки и накопил при этом свой собственный опыт, который повлиял на развитие его личности и на его технику.   Такая  самобытность для развития айкидо как живого  искусства   чрезвычайно полезна, но только не для  начинающих   айкидок.